1. Конфликт – это когда мы разные. И близко сталкиваемся своими различиями.
Поэтому правило номер раз: принимаем наши разности:
«Мы – разные. Каждый из нас имеет право на свое мнение».
Если не согласны, читаем еще раз и принимаем как факт.
2. Четко и ясно формулируем свою позицию. Говорим о себе и своих чувствах:
«Я злюсь, когда ты берешь мою машину без разрешения. Я хочу, чтобы ты сообщал о своем намерении за 24 часа».
3. Слушаем другую сторону.
Искренне пытаемся понять. Спрашиваем.
Вопросы типа «ты дебил?» пониманию не способствуют.
4. Фразы «успокойся», «не волнуйся» имеют обратный эффект.
Поэтому (еще раз) говорим о себе, а не о том, что надо сделать другому человеку.
5. Не ищем виноватых.
Нам же важно конструктивно и полюбовно все решить, правильно? Поэтому цифры, факты, аргументы.
6. Говорим о настоящем конфликте.
Не вспоминаем динозавров, предков и революцию. Есть сейчас. Про это и говорим.
7. Если эмоции зашкаливают и хочется перейти на ультразвук – дистанцируемся, уходим в другое помещение, исчезаем.
На эмоциях ничего не решаем и не выясняем. Делаем самое полезное в данном случае – дышим. Можно со счетом: 1-2-3-4 вдох, 1-2-3-4-5-6 выдох.
8. Полезно понимать потребности свои и чужие.
Вопрос «Чем для меня (тебя) это решение важно?» переводит конфликт в другую плоскость.
9. Гибко исследуем возможные варианты.
Ищем компромиссы, идем на уступки, или боремся за ключевые места. Диалог наше все. Разговариваем.